3 июня 2013 г.

Получение водительских прав во Франции

Дело сложное. И дорогое. И для меня лично неприятно осознавать то, что находишься в полной зависимости от степени наличия честности и порядочности у инструктора, а потом, при сдаче вождения, от того, с какой ноги встал в этот день экзаменатор.

Но все по порядку. Начнем с того, что получение водительских прав во Франции отдано на откуп частным структурам - все автошколы сами себе хозяева.  Это значит, что плата за обучение может варьироваться, и очень даже неплохо.

Этап 1. Начинается обучение с ПДД. В среднем, 3-5 часов теории в неделю. Здесь плата фиксирована, то есть заплатил какую-то сумму (у меня это было 140 евро) и можно посещать  занятия хоть полгода, поэтому инструктор мотивирован пройти этот этап как можно быстрее, а значит работает в полную свою силу, помогает, как только может.
Затем сдается (или не сдается, тогда пересдача через некоторое время) экзамен по теории. Дается 40 вопросов, можно сделать 5 ошибок. Я сдала с первого раза с одной единственной ошибкой по conduite superviseé (вождению в сопровождении для взрослых) - закон, разрешающий такой вид вождения, приняли буквально за две недели но нашего экзамена, и нам о нем вообще ничего не говорили. Этот этап был для меня самым легким, что я, экзаменов что ли мало сдала в жизни? Мне к ним не привыкать.
Экзамен по ПДД действителен в течение 3-х лет. За это время нужно научиться водить и сдать практику. И срок в три года - это совсем не много, потому что мало кто сдает вождение с первого раза. И даже со второго. Среди моих знакомых есть те, кто сдавал с трех попыток, и с четырех. А максимум - пять. Если не сдал с пятого раза, начинай все заново, с этапа 1. Я вот только не понимаю, как повторное изучение ПДД может помочь с вождением.

Этап 2. И вот тут начинается. Обязательный минимум часов по вождению - 20, после него можно претендовать на экзамен. Но на самом деле решает инструктор, сколько часов тебе надо. Тут очень распространен такой метод - по количеству лет, то есть по возрасту. Мне на момент "оценки моих возможностей в освоении руля" исполнилось 39 лет. Ну что, свои 39 часов я откатала, как миленькая, несмотря на то, что было ясно уже после половины этого срока, что с ручной коробкой передач дело у меня не пойдет даже после двухсот часов, хоть убейте меня. Плата у нас еще божеская, 35 евро за час, знаю, что в некоторых автошколах доходит до 60-ти. И даже кто-то упоминал 70...
Напоминаю, что доход инструктора - это то, что платит ученик. Как вы думаете, выгодно ли ему, инструктору, учить эффективно и быстро? Вот в том-то и дело. Была передача по ТВ в прошлом году о том, как автошколы зарабатывают лишнюю копеечку. Например,  проводят 15 уроков на сельской дороге, затем вывозят в центр города. Ученик, естественно, теряется. Последние 5 уроков идут кувырком, инструктор даже не пытается помочь, а потом заявляет "ага, ну вот видите, к экзамену вы еще не готовы, будем брать еще 10 часов" Что ученик может ответить? Будем, конечно же. И так может продолжаться несколько раз. Здесь главное - правильно оценить клиента и границы не перейти, чтоб и бабки срубить, но и на неприятности не напороться. 
Ну и еще методы всякие-разные есть, те же инструкторы о них и рассказывали (естественно, измененными голосами, лица тоже были "размыты").

Те, кто все же научился водить, хоть после 20 часов, хоть после ста (да-да, и такие бывают!), переходят с благословения своего инструктора к заключительному этапу.

Этап 3. Сам экзамен по вождению. Проводится централизованно, при префектурах и супрефектурах. Каждое из них имеет экзаменатора, зачастую это adjoint (прапорщик по-нашему) в отставке. Ну, добавлять к этому ничего не буду, сами понимаете ситуацию. Скажу только, что инструктор может  обучать вождению с учетом требований этого самого экзаменатора. Например, с меня мой требовал динамическое вождение, потому что экзаменатор другого не признает. (Для непосвященных - это когда всю дорогу дергаешься, то резко газуешь и быстро набираешь максимально разрешенную скорость, даже на участке в 50м длиной, и тут же резко тормозишь, тоже со всей дури, когда эти 50м между переулками  кончаются, а потом по новой и так всюду на улицах города, где, между прочим, тротуары совсем узенькие и дети-собаки-кошки повсюду). 
Как я уже упомянула, сдать вождение с первого раза - это еще бабушка надвое сказала. Если не сдаешь, возвращаешься к родному инструктору, берешь дополнительные часы вождения. Опять идешь сдавать, только теперь за экзамен нужно платить (120евро). Ну и так до победного конца. Или пока терпение не лопнет (или кошелек совсем не исхудает).

Кроме этого пути есть еще два. 
Первый для молодежи. В 16 лет можно записаться в автошколу, пройти курс ПДД, сдать по ним экзамен, отъездить с инструктором 20 часов и перейти на conduite accompagnée (вождение в сопровождении). То есть инструктором отныне станет кто-то из родственников, друзей, знакомых. Требования к ним - иметь водительский стаж не менее 5 лет и не иметь штрафов и наказаний в последние два (кажется) года. За это время надо накатать определенное количество километров, которые аккомпаниатор фиксирует в специальной книжечке. В 18 лет сдается экзамен. Надо сказать, что по статистике после conduite accompagnée большинство сдает с первого раза.

Второй - то же самое, но для взрослых, conduite supervisée. Единственное отличие - не надо ждать 18 лет, чтобы сдать экзамен. 

После удачно сданного экзамена выдаются, наконец-то, права. 
У французов существует система баллов. Полноценные права имеют 12 баллов. За нарушения эти баллы могут сниматься. Например, за мобильник за рулем снимается 2 балла, за пересечение сплошной линии или непристегнутый ремень безопасности 3 балла, за превышение допустимого уровня алкоголя в крови - 6 баллов.
Так вот, права новоиспеченных водителей имеют только 6 баллов. До 12-ти они вырастают через 3 года, если нет, конечно, никаких нарушений. 
Для восстановления потерянных баллов (если они потеряны не все сразу) существуют специальные платные курсы. Если потеряны все баллы (пьяный за рулем, пересекающий сплошную линию и с непристегнутым ремнем), права аннулируются. И тогда через сколько-то лет надо все сдавать заново.

По последним данным, во Франции 2 миллиона человек водят машину без прав (обычную, не ту, которая специальная и с ограничением скорости).
А еще растет количество людей, едущих получать права в Сенегал, например. Получается быстрее и дешевле. И надежнее: заплатил - гарантированно получил. Там целый бизнес налажен, самое большое неделя, и права в кармане. 
Ну и есть еще машины sans permis,  для вождения которых не требуется иметь права. У них лимит скорости 60, в лучшем случае 70 км/ч. С автоматической коробкой передач. Пользуются  большим спросом на данный момент, поэтому стоят хороших денег. 
И, несмотря на это, страшненькие на вид. Как я понимаю, нечто похожее мне светит в ближайшем будущем :(

13 комментариев :

  1. Очень интересная статья. Машинка такая маленькая, интересная и даже сказала бы смешная))) Но лучше плохо ехать, чем хорошо идти)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Antonina, вот!!! Вы нашли самое точное слово для нее - смешная! :) Ридикюльненькая такая :))) Это еще не новая модель. А новые - как колобки на колесах. Но да, лучше уж с такой и возможностью перемещаться в пространстве, чем вообще ни с чем :)

      Удалить
  2. Ничего себе система, а мы еще на свою жалуемся. Мне всего-то нужно пройти медкомиссию и пересдать теорию, ерунда по французским меркам.Да и те кто здесь в России учился не сильно жаловались. Подруга недавно получила права, инструктор ,который принимал вождение сказал, что она сдала ,после того как она отрегулировала сидение и проверила зеркала заднего вида, но попросил проехать 100 метров, и все .И без всяких взяток, все платежи официально.
    А машинка мне понравилась даже. Я похожую хочу, сумочку на колесах, в любой щели запаркуешь. нашу "Оку" напоминает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, в той же передаче говорили, что Франция на одном из первых мест среди стран, в которых трудно и дорого получить права. И при этом количество аварий не ниже, чем там, где это проще и дешевле.
      Я теперь жалею, что не получила у нас в свое время права. Здесь они действительны, и я могла бы их обменять на французские.
      А машина, ага, похожа на нашу "Оку", только "Ока" бегает быстрее. А эта для города хороша, там скорость все равно 50-ю км/ч ограничена, а парковаться с такой проще простого. А вот на дороге...

      Удалить
  3. Как это мне все знакомо ))) Я тоже без прав до сих пор, такая вот "неспособная", правила сдала с первого раза, а вождение вспоминаю как страшный сон...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, не расстраивайтесь! Мы с вами совсем не одни такие, нас много! :))) Нашла тут форум про трудности с вождением - не поверите, сколько там народа!
      Ну и совет, по-настоящему действенный - попробовать коробку-автомат, большинству помогает, проверено на собственном опыте :)))

      Удалить
  4. Здравствуйте подскажите пожалуйста я живу во Франции и мне 18 лет с 11 лет сам воду машину хоть трактор с механической коробкой только люблю водить дорожные знаки практически знаю! Вопрос что я должен сделать что бы получить какой нибудь документ на право вождение?

    ОтветитьУдалить
  5. Джамбулат, единственно возможный документ - это права. Значит, Вам нужно найти поблизости автошколу и дальше все по обычной схеме. Если водите давно, все должно получиться сравнительно быстро. Удачи Вам! Если что, если какие вопросы возникнут, пишите, чем смогу - помогу :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день
      подскажите,пожалуйста,я на днях сдала экзамен и на руках у меня бумага,что я сдала экзамен и могу водить во Франции...в автошколе перед этим сказали,что теперь остается только подождать сами водительские права(карточку) в течении месяца. Т е мне просто ждать пока придет письмо о том,что права готовы,или нужно идти в prefecture и делать запрос?

      Удалить
    2. Диана, добрый день! Поздравляю со сдачей!!! :) Нет, ходить никуда не надо, они там сами посылают все нужное в префектуру, так что вам надо просто подождать. И обычно префектура высылает уже готовые права почтой, прямо вам домой. А пока они придут, вы можете уже спокойно водить, на основании той бумаги о сдаче экзамена, она временно заменяет права.

      Удалить
  6. Здравствуйте, люди добрые помогите пожалуйста!

    У меня отец имеющий большой опыт(стаж) в вождении, и у него есть все категории прав. Но, к сожалению он не успел обменять российские права на французские и теперь должен сдать экзамен тут во Франции. Чтобы сдать экзамен нужно спокойно владеть языком но на данный момент он не знает язык. Я бы хотел узнать есть ли вариант сдать права не платя большую сумму. Так как он уже водит машины профессионально. Сталкивались ли с такой ситуацией? Я слышал но точно не уверен, можно получить права за около 60 евро но это маловероятно, есть ли у вас какая нибудь информация по этой теме? Я звонил в авто школу, мне сказали что он может сдать экзамен на русском или потребовать переводчика, есть ли такая возможность?

    Спасибо заранее :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извините, давно не заходила сюда, только сейчас увидела комментарий. Если все еще актуально, то могу ответить на некоторые вопросы. Сдать экзамен без знания языка вполне возможно, вашего отца должны обеспечить переводчиком. Насчет практики, тут сложнее, насколько я знаю, в том смысле, что дешевле навряд ли получится - к экзамену обычно допускают после 20 часов вождения с инструктором. Хотя слышала, что есть такой вариант, как пройти этот экзамен в статусе candidat libre. Но вот подробностей не знаю, если честно.
      Еще можно обратиться с вопросами на форум InFrance http://www.infrance.su/forum/forumdisplay.php?f=41 - все темы по автомобилям, http://www.infrance.su/forum/showthread.php?t=108060 - тут конкретно о получении прав. Думаю, там найдутся люди, которые могут чего-то посоветовать. Вы только не пугайтесь сразу, иногда народ там попадается довольно крутой, но в общем и целом помощь можно найти всегда :)

      Удалить
    2. Здравствуйте! Насчет папы, который хорошо водит и не успел обменять права. Я вожу машину 15 лет, вот недавно сдала заново на французские права. Хорошая новость для Вашего папы: он не обязан ездить 20 часов, это на усмотрение автошколы. Я ездила 5 часов по 43 евро (Т.О.215 ЕВРО ВМЕСТО 860) и потом меня представили на экзамен (ТОЖЕ ПЛАТНО около 45 евро). Я в автошколе сразу сказала, что платить за 2 часов не собираюсь и они согласились, что это не имеет смсла. Однако папе придется выучить знаки, т.к. надо признать тут много таких, которых мы раньше не видели и написанных на французском. Так что получается, что по теории ему нужно пройти тесты и возможно с переводчиком получится лучше. Я уже хорошо говорю по французски, поэтому сдавала экзамен сама. Успехов Вашему папе! Все он сдаст, нужно только немного сконцентрироваться на задаче!

      Удалить